Церковь Святого Иоанна
Столица Финляндии не имеет помпезных архитектурных исторических сооружений, но это достаточно самобытный город, который обладает своеобразным шармом. Хельсинки – город основательный и стабильно благополучный. Одна из достопримечательностей финской столицы — церковь Святого Иоанна, которая возвышается на холме Пунанотко, в районе Пунавуори.
Интересно, что еще с незапамятных времен, по народной традиции, на этом холме зажигали костры в день летнего солнцестояния. Во время сооружения храма, холм находился на окраине города. Сейчас Пунавуори – это район богемы и дизайна.
Здесь множество оживленных магазинов, прилавки которых буквально ломятся от разнообразных деликатесов, уютных небольших кафе и различных ресторанов. Вечерами жители столицы отдыхают в барах, пьют крафтовое пиво и наслаждаются выступлением музыкантов.
Рядом расположились модные бутики, галереи современного искусства, где можно ознакомиться с примерами интерьеров в финском стиле. Эта церковь была возведена в 1891 году в неоготическом стиле и является самой крупной в стране, сооруженной из кирпича. Отметим, что этот храм вмещает 2 600 прихожан.
Как выглядит и что посмотреть?
Проект представил шведский архитектор Иоаннор Адольф Эмиль Меландер. В конце XIX столетия возникла настоятельная необходимость сооружения нового храма, так как старинные сооружения уже не могли вместить всех прихожан.

Сначала церковь просто назвали Новой. Позже она была переименована в честь Иоанна Крестителя. Она имеет форму креста, а длина сооружения составляет около 60 м. Здание стоит на мощном цоколе из гранита, а его фасады выполнены из красного кирпича.
По бокам входа сооружены башни, достигающие в высоту 74 м. В 2003 г. вход был украшен скульптурой Иоанна Крестителя, работы Кари Юва. Ансамбль, состоящий из высоких окон, выполненных в виде арок, круглых окон в торцах здания и множества окошек, с изумительными по красоте витражами, создает невероятно прекрасную, завораживающую игру света внутри храма.
На торцовой стене церкви Святого Иоанна расположено окошко, на стекло которого нанесен цветочный мотив. Таким образом, небольшое окно в виде розетки превращается в чудесную мозаику. Напомним, что розетка — символ Богородицы.

Большое количество красивых люстр на потолке и очаровательных бра, расположенных вдоль стен, еще больше освещают интерьеры. Стоит отметить, что уникальные светильники были привезены из Швеции. Четыре латунных светильника, которые можно увидеть у алтаря имеют символы евангелистов. Бра украшают изображения драконов.
Интересно, что скамьи для прихожан, кафедра, алтарный стол и специальный столик для крещения младенцев были созданы также по чертежам Адольфа Меландера. На всех предметах церковной мебели можно обнаружить трилистник клевера.
Этот мотив был позаимствован у древних кельтов. В готической системе графики, трилистник символизирует Святую Троицу. Настоятели храма Святого Иоанна объявили проведение конкурса среди живописцев на картину для алтаря и была предложена тема Вифлеема.

Конкурсная комиссия единогласно выбрала эскиз Альберта Густава Аристида Эдельфельта, финского художника-графика шведского происхождения. К сожалению, между Эдельфельтом и Меландером возникли разногласия и около алтаря несколько лет был лишь небесно-голубой холст.
В 1932 г. картину для алтаря написал Ээро Николай Ярнефельт. На своем полотне он изобразил обращение Савла, который впоследствии стал апостолом Павлом. Произведение Ярнефельта привлекает внимание всех, кто впервые посещает храм.
В верхней части полотна изображение архангела Михаила, ниже – символ Христа, Божий агнец, а по бокам – небольшие деревянные скульптурки апостолов, Петра и Павла. Внизу монограмма Иисуса. Но, кроме мебели и картин, в храме должны быть и достойные интерьера часы.

В 1932 г. электрические часы, изготовленные мастерами фирмы Lokomo Oy, были установили на одной из башен. В полдень они мелодично издавали три ноты из композиции Te Deum. В 1940 г. руководство храма заказало у скульптора Э. Цедеркройца купель из меди.
Пьедестал для нее изготовила компания Antti Hakaraisen Taidetakomo. А на парапетах храма Святого Иоанна сидят химеры, хотя они совсем не зловещие и даже улыбаются. Ризу, где изображен агнец, выполнила в 1927 г. художница Ханна Лоймарант.
В старину ризы могли содержать только красный, черный и белый цвет, а украшались они золотом или серебром. Но с середины прошлого столетия, ризы стали пятицветными. Первоначальную утварь для причастия создал Хьялмар Фагеррус.

Мастер обильно расписывал ее золотыми монограммами Христа, крестами, пальмовыми ветвями, терновым венецом, трилистником или четырехлистником клевера. В конце XIX столетия прихожане принесли в храм, в виде пожертвования, серебряные потиры для причастия, созданные замечательным мастером Хенриком Килманом.
Художница Ирма Куккасъярви создала для церкви неповторимый венчальный ковер, который достаточно часто используется при проведении этой торжественной церемонии. В 1891 г. немецкая фабрика E.F. Walcker & Co изготовила орган с 66-ю регистрами.
Спустя 65 лет орган был подвергнут масштабной реставрации, и число регистров увеличилось до 74. В 2006 г. был завершен новый ремонт. В результате для органа было разработано новое звучание, которое создал органист храма Оскар Мериканто.
В соборе присутствует великолепная акустика, поэтому в последнее время здесь регулярно проводятся концерты. За время существования лютеранского храма Святого Иоанна в Хельсинки, он перенес множество реконструкций. Первые стены церкви были покрыты штукатуркой зелено-серого цвета. Позже стены обретали светлые оттенки разных цветов.
- Часы работы: понедельник-суббота с 12 до 17, воскресенье с 13 до 15 часов.
- Адрес: ул.Korkeavuorenkatu 12, 00120 Helsinki, Финляндия.
В заключении нужно сказать, что церковь Святого Иоанна прославилась на все европейские страны, когда по телеканалам прошёл телесериал Kotikatu. И сейчас, ежегодно, 24 июня около храма собираются тысячи людей, для проведения старинного праздника Иванов День. В следующем нашем материале мы расскажем вам про Агрикольскую церковь в городе Хельсинки, где вы узнаете ее историю строительства, часы работы и адрес.