Финский дизайн

Финский домик или сауна. Знакомые нам с детства понятия ассоциируются в сознании с практичностью и высоким качеством. Финский дизайн уникален, а мастера Суоми умеют из простых вещей создавать настоящие шедевры. Причем, красота достигается не массой всевозможных аксессуаров или фурнитуры, а простотой и четкостью линий и пропорций.

Само понятие финский дизайн берет начало в середине XIX века, когда жители страны полуночного солнца решили для себя, что все финское – самое лучшее. И чтобы доказать это миру, стали созидать. В то время европейцы по достоинству оценили текстиль, одежду, предметы быта финского производства.

Практически каждый предмет украшался традиционными скандинавскими мотивами. Причем, финны, как и другие скандинавские народы, аполитичны. И если они носят одежду с национальной символикой, то означает это лишь то, что это красиво. Может быть, поэтому уже много десятилетий самый зимний орнамент одежды – скандинавская снежинка.

В 1871 году с разрешения русского императора открылась Финская школа ремесел, которая в ближайшее десятилетие трансформировалась в финское общество дизайна и ремесел. Примечательный факт: больше половины студентов были девушками. Нужно отметить тот факт, что это было совсем не типично, ведь в патриархальной Европе женщине полагалось сидеть дома и хранить очаг.

Дизайн в финском стиле

Уникальные работы студентов демонстрировались на многих международных выставках. Они, безусловно, привлекали внимание, однако особого ажиотажа не вызывали. Ведь страна не имела своего отдельного павильона. Только в 1900 году на Парижской выставке финнам разрешили его обустроить.

Становление финского дизайна
Фото: fin-ware.ru

Эту ответственную работу поручили выполнить молодым дизайнерам. Юношеский запал, полет мысли и креативные решения, которые были по плечу только молодым, сделали свое дело. Павильон получился настолько уникальным и колоритным, что покорил сердца многих привередливых европейцев.

Он не был похож на виденное ранее и именно после Парижской выставки 1900 года, финский дизайн был признан явлением уникальном и достойным внимания. Прорыв был сделан, а в 30-е годы закреплен архитектором Алваром Аалто.

Он изобрел уникальный способ обработки фанеры. А разработанное им кресло Паймио пленило сердца европейцев. А все из-за того, что в конструкции кресла не было ни одной металлической детали.

Мебель в Финляндии
Фото: www.asko.fi

Каркас мастер изготовил из прочной березовой древесины, а сидение – из клееной фанеры, которая под движением человеческого тела пружинит и создает особый комфорт. Прошли десятилетия, а кресло до сих пор на пике популярности. Это настоящий бестселлер не только финской, но и всей мировой мебельной моды.

Если вам интересен вопрос покупки мебели в Финляндии, то в одном из наших следующих материалов вы узнаете про самые популярные финские мебельные салоны. Экологичность, функциональность и практичность – вот основные требования, которые к своим работам предъявлял гениальный дизайнер.

Можно ли еще что-то добавить к этой полноте комфорта? Благодаря Алваро Аалто финны надолго заняли нишу законодателей мировой мебельной моды. В 1935 году он создал свою компанию «Артек», которая помимо производства, занималась международным маркетингом.

Кресло Паймио в финском дизайне
Фото: Mikko Hongisto / Wikimedia Commons

Кресло Паймио стало первым изделием финского модернизма, которое экспортировали за рубеж. Вторая мировая война сильно повлияла на экономику всех стран. Набирающий обороты финский дизайн вынужден был несколько убавить темп.

Однако, несмотря на это, мастера продолжали создавать уникальные работы. Керамика, текстиль, декоративная финская бумага в первые послевоенные годы особо ценились на европейском рынке. Но все подобные достижения затмило новое изобретение мебельщиков – стул Домус.

Его создал Илмари Тапиоваара для студентов и молодежи. Но оно так понравилось практически всем без исключения категориям людей, что произвело новый мебельный фурор. Этого дизайнера называли романтиком-первооткрывателем с талантом ремесленника. Кстати, стул-шедевр стал первым послевоенным продуктом, экспортируемым за рубеж.

Эпоха становления

Послевоенные годы – время, когда Европа отстраивала разрушенные города. Измотанные войной люди жаждали красоты. Поэтому каждая новая идея всегда приветствовалась. Очень популярными в то время стали светильники финского дизайнера Пааво Тинеллы и Лизы Йоханссон –Пейп. Шестидесятые годы обозначены тотальной экспансией дизайна во все сферы жизни.

Кухонный стол в мебельном магазине Asko
Фото: asko.fi

Появляется много студий, конкурирующих друг с другом, на арену выходят молодые мастера и они начинают отдавать предпочтение полимерным материалам, как более дешевым и приемлемым для массового производства.

Ээро Аарно и Юрьё Куккапуро создают шедевры, навсегда закрепившие за Финляндией право лидерства в мировой дизайнерской мысли. Примерно к тому времени относится период изобретения кресла-мяча, которое изобрел Эро Аарнио.

Впоследствии он разработал кресло-пузырь лепешку (наиболее эргономическое) и много подобных вещей. Времена, когда использовались полимеры, быстро отошли. Натуральные материалы окончательно и бесповоротно заняли подобающее им место.

Финский интерьер
Фото: view.24mags.com

Эргономичность, скандинавский колорит, естественные тона вдохновляют мастеров на новые идеи. Из дизайнеров одежды следует упомянуть Май Ниеми, черпающую свое вдохновение в национальном эпосе и Паолу Сухонен – наиболее известного за рубежом финского разработчика одежды.

В 90-е годы после развала СССР финский дизайн начинает переживать кризис, ведь ушел основной импортер их продукта. Но правительство страны не прекращало инвестировать в эту важную экономическую сферу, слегка сдвинув вектор. Теперь им стал Hi-Tech.

Успех не заставил долго себя ждать и уже в 2012 году Хельсинки был провозглашен столицей дизайна. В следующем нашем материале мы расскажем вам о традициях в Финляндии, где вы узнаете о про финскую культуру и сохранившиеся обычаи. Это будет довольно интересная информация, если вы собираетесь поехать в гости в эту страну.