Фото: CEphoto, Uwe Aranas / Wikimedia Commons

Музей Васа

Музей Васа — морской музей, расположенный на о. Юргорден в Стокгольме. Здесь представлен единственный в мире, сохранившийся до нашего времени, парусный 64-пушечный боевой корабль XVII в. и девять выставок, имеющих к нему отношение. Корабль Васа — одна из популярных достопримечательностей Стокгольма и уникальная художественная ценность.

Боевое судно было спущено на воду 10 августа 1628 г. и ему предстояло стать флагманом королевского флота. Но этого не случилось. Новое судно вышло из гавани Стокгольма, под бурные аплодисменты жителей, которые собрались посмотреть на это историческое событие и … неожиданно стали свидетелями катастрофы.

Корабль опрокинулся и затонул в Балтийском море на глубине 32 м. Нужно сказать, что причина затопления произошла из-за его неудачной конструкции. Сильный порыв ветра накренил судно так, что через открытые порты для пушек вода начала заполнять корпус.

Корабль назвали в честь королевской семьи — Дома Васа и его строительство было заказано самим королем Густавом II Адольфом в 1625 г. Своего правителя шведы называли «Снежным королем» и «Львом Севера». Его 20-летнее правление — яркая страница в истории государства и король мечтал создать огромный и красивый корабль.

Краткая история

Три года над «мечтой короля» трудились плотники, парусники, резчики по дереву и другие мастера. Отметим, что корабль Васа стал настоящим шедевром искусства и на нем присутствовало 700 чудесных скульптур, статуэток и пр. Из дуба, сосны и липы мастера вырезали: ангелочков, дьяволов, львов, императоров, воинов, музыкантов, русалок и др.

Старинный корабль в музее Васа в Стокгольме
Фото: JavierKohen / Wikimedia Commons

Эти украшения создавались для: «Ободрения друзей и запугивания врагов…» и на его строительство ушло огромное количество дубов дубов. Васа имел три палубы, а дизайн для того времени был беспримерным по размеру и сложности. Этого требовал король, который прославился своей отвагой. Отметим, что под контролем Швеции тогда находились — Финляндия, Эстония и Латвия.

Около Финского залива была завоевана часть территории России, поэтому мощный военный корабль помог бы сохранить господство. Король повелел строить судно быстрее, но это было неразумно, так как в нач. XVII в. военные корабли строились путем проб и ошибок.

В 1620-х гг. из 15 больших кораблей, которые потеряла Швеция, лишь два затонули во время сражения. Не существовало расчетов или чертежей, а главный судостроитель скончался в 1626 г. Король одобрил размер корабля, но запретил что-то менять.

Корабли в музее Васа в Стокгольме
Фото: Karlheinz Klingbeil / flickr.com

Строители считали, что для устойчивости судна необходим больший груз, но взять больше уже не позволяла его узкая конструкция. Построенное судно курсировало по водам гавани и капитан Зефринг Ханссон проверил устойчивость корабля. По его просьбе 30 матросов сделали три круга по палубе. Судно стало покачиваться.

10 августа 1628 года капитан приказал отправиться кораблю в свое первое плавание к военно-морской базе в Алвснаббене. День был спокойным, и дул легкий юго-западный бриз. Орудийные порты были открыты, и орудия подняты для салюта.

Многочисленная толпа собралась на набережной, чтобы посмотреть на корабль Васа. После церковной службы, моряки и некоторые жители взошли на борт. Четыре из десяти парусов развернули, и под легкое дуновение ветерка корабль двинулся вперед.

Посещение музея Васа в Стокгольме
Фото: Jorge Láscar / flickr.com

Порыв ветра немного посильнее, заставил судно наклониться на левый борт. Васа на несколько минут выпрямился, но почти сразу вернулся к прежнему наклонному состоянию. Зефринг Ханссон приказал срочно закрыть все орудийные порты, но было поздно — вода уже залила корпус и стала проникать в трюмы.

Находившиеся на борту стали прыгать в воду и взбирались на мачты. Корабль Васа пошёл на дно и в тот день погибло 30 человек. Не помогли и многие лодки, которые бросились им на помощь. Он затонул на глазах у толпы людей, пришедших посмотреть на его отплытие.

В толпе также были иностранные послы, которые наблюдали за этой катастрофой. Получив информацию, что его новое военное судно затонуло, король, находившийся в Пруссии, где шли боевые действия против Польши и Литвы, приказал начать расследование, найти и наказать виновных.

Носовая часть старинного корабля в музее Васа в Стокгольме
Фото: Dennis Jarvis / flickr.com

Капитан и несколько судостроителей были арестованы, началось следствие. Впоследствии, было высказано несколько версий. Но правда была в том, что судно было тяжеловесно и виноват в этом был только король. Но предъявить обвинение этому лицу было невозможно, поэтому дело быстро ушло в тень и вскоре было забыто.

Поднятие и проблемы сохранения судна

После крушения Васа, власти неоднократно предпринимали попытки поднять корабль, но все они были безуспешны. В 1658 г. право поднять пушки с корабля получили швед Альбрехт фон Трейлебен и немец Андреас Пеккель. Но вновь ничего не получилось. Уже в 1664 г. фон Трейлебен погрузился в воду и под защитой водолазного колокола все-таки извлек 52 бронзовые пушки, которые представляли значительную ценность.

Помещение на старинном корабле в музее Васа в Стокгольме
Фото: Peter Isotalo / Wikimedia Commons

Судно находилось на морском дне 333 года и было обнаружено исследователем Карлом Густавом Андерсом Франценом и водолазом Пером Эдвином Фелтингом 25 августа 1956 г. Густав Францен мечтал сохранить Васа целым. Но как это сделать?

В истории еще не было случая, чтобы поднимали такое огромное судно, да еще и после давнего кораблекрушения. Выдвигались разные идеи. Согласно одной из них, предлагалось заморозить судно в глыбе льда, и тогда оно всплыло бы на поверхность.

Затем его отбуксировать, где лед может быстро растаять. По другой версии, Васа поднимется, если заполнить его теннисными шариками. Францен предложил ВМФ Швеции свою идею о поднятии корабля. Дайверы водометами могут рыть туннели под судном. Через эти проходы проложить прочные кабели, которые помогут поднять судно.

Верхняя палуба на старинном корабле в музее Васа
Фото: Peter Isotalo / Wikimedia Commons

Судно весом в 700 тонн было поднято со дна в 1961 г., а в 1990 г. в Стокгольме был открыт музей Васа. В 1957 г. водолазы опустились на дно Балтийского моря. В полной темноте они осторожно долбили шесть тоннелей. Это было очень опасно, поскольку обломки могли сдвинуться и он оказался бы в ловушке.

Работа шла два года. Провода натянули и привязали к понтонам «Оден и Фригг». В ходе серии из 18 подъемов в августе и сентябре 1959 года судно было перемещено с глубины 32 метра на 16 метров в районе Кастелльхольмсвикен, где дайверы могли работать более безопасно.

В течение этого времени они очистили верхние палубы от мусора и грязи и сделали корпус максимально водонепроницаемым. Орудийные порты были закрыты с помощью временных крышек, также была построена временная замена разрушенной кормовой части, и многие отверстия от проржавевших железных болтов были заделаны.

Румпельное отделение на корабле Васа в Стокгольме
Фото: Peter Isotalo / Wikimedia Commons

Потом он еще несколько лет принимал «душ из консервантов». Древесина содержала огромное количество воды, которое необходимо было удалить. Трудность была в том, что мокрая древесина сжималась и трескалась. Поэтому специалисты с равными промежутками в течении 17 лет круглосуточно опрыскивали судно смесью воды и полиэтиленгликоля.

Причина, по которой Васа так хорошо сохранился, заключалась не только в том, что отсутствовал корабельный червь, который обычно пожирает деревянные корабли, но и в том, что вода в этих местах была сильно загрязнена до конца 20-го века.

Высокотоксичная окружающая среда привела к тому, что даже самым стойким микроорганизмам, которые расщепляют древесину, было трудно выжить. Группа археологов, которые сделали необходимые прививки от желтухи и тифа, приступили к просеиванию тонн грязи и ила, чтобы найти артефакты. На палубах Васа обнаружили более 30 тыс. всевозможных предметов.

Трюмное помещение на корабле Васа в музее Стокгольма
Фото: Peter Isotalo / Wikimedia Commons

Дайверы нашли еще тысячи интересных предметов старины. Музей Васа в Стокгольме считается удивительным источником технических идей и решений. Посетив музей вы сможете узнать о кораблестроении и быте матросов XVII в. Экскурсия будет интересна для любого возраста. Туристам разрешено посетить все помещения старинного судна и представить жизнь и быт команды, а также морское сражение.

  • Часы работы: (сентябрь — май) с 10 до 17, по средам до 20, (июнь — август) ежедневно с 08.30 до 18 часов.
  • Адрес: ул.Galärvarvsvägen 14 Stockholm.
  • Входной билет: 190 шведских крон для взрослых, до 18 лет бесплатно.
  • Официальный сайт музея Васа в Стокгольме.

В музее Васа также действует выставка, экспонаты которой рассказывают о событиях на море. В следующем нашем материале мы расскажем вам про музей группы ABBA, который находится в шведской столице. Вы узнаете его историю создания, что интересного можно будет увидеть, часы работы и адрес.