Фото: Karlis Kadegis / flickr.com

Королевская опера

Королевская опера в Стокгольме — национальная оперная и балетная сцена Шведского королевства. Здание расположено в центральной части Стокгольма, в районе Norrmalm и связано с Королевским дворцом мостом Norrbro. Отметим, что это самый большой оперный театр в стране и в настоящее время в его репертуаре проходят оперные и балетные спектакли.

В театре есть свой прекрасный симфонический оркестр, который часто выступает с концертами. Здание украшают коринфские портики с четырьмя достаточно большими скульптурами муз, созданными из бронзы. Вход также оформлен колоннами, лепными украшениями и мрамором, а на столбах размещены огромные позолоченные светильники.

Перед театром, в центре площади Густава II Адольфа, в 1796 г. был установлен бронзовый конный памятник этому правителю. Нужно сказать, что король был очень образованным правителем и знал 7 иностранных языков. А в свободное время он с удовольствием занимался математикой и историей.

В Швеции его называли «Львом Севера» и «Снежным королем» и его двадцатилетнее правление, считается одной из самых блестящих страниц в истории Швеции. Народ уважал Густава II Адольфа не только за военные заслуги, но и за искреннюю любовь к своей стране. По его замыслу, в государстве было основано 14 новых городов.

Краткая история

Фигуру короля перед Королевской оперой в Стокгольме создал Пьер Юбер л’Аршевек. Скульптор уже делал наброски, где король восседает на троне в окружении военачальников, но в эти годы в Европе стали популярны конные статуи. В 1906 г. памятник дополнили фигурами – греческой богиней Клио (богиня истории) и канцлера Аксиля Густавссона Оксеншёрна, которого король уважал и полностью ему доверял.

Королевская опера в Стокгольме и памятник Густаву II Адольфу
Фото: kallerna / Wikimedia Commons

Площадь — это «нулевой километр» Швеции и отсюда начинают отсчет дорожные расстояния в стране. Идея создать придворный театр принадлежит королю Густаву III и именно он дал поручение Густаву Морицу Армфельту заняться реформированием театральной жизни в стране.

В 1773 г. Густав III создал первую в стране оперную труппу, но она не имела своего здания. Оперные, балетные и театральные спектакли ставили в разных местах. Например, 18 января 1773 г. в Стокгольме состоялась постановка оперы Франческо Антонио Бальдассаре Уттини — «Фетида и Пелей».

Главные партии исполнили Карл Стенборг и Элизабет Олин и она была написана в 1772 г. по заказу Густава III. Это произведение и стало первой оперой на шведском языке. Последователь принципов Просвещения и большой покровитель искусств, Густав III учредил в Стокгольме академию и драматический театр.

Фасад Королевской оперы в Стокгольме
Фото: malouette / flickr.com

Первую труппу театра расположили в здании «Бального дома». Но вскоре появилась необходимость разделить оперу и драму и предоставить им отдельные здания. Оперная труппа временно разместилась в старом Густавианском театре, который был расположен очень удачно. От Королевского дворца его отделяло только здание Риксдага, а рядом был прекрасный Королевский сад (Kungstradgorden).

А еще через 200 м. начиналась главная туристическая тропа Стокгольма – Drottninggatan. В 1775 г. по проекту архитектора Карла Фредерика Абелькранца в центре столицы началось возведение здания для театра. Заказчиком строительства выступил сам Густав III, поэтому богатую отделку интерьеров можно сравнить с дворцами монархов.

Архитектору предоставили почти неограниченный бюджет. Король пожелал, чтобы здание театра в Швеции не уступало театрам в Европе. Оформлением интерьеров Королевского театра в Стокгольме занимался французский архитектор и художник Луи-Жан Депре. Овальный зал имел четыре уровня и вмещал более 1100 зрителей.

Центральный вход в Королевскую оперу в Стокгольме
Фото: www.operan.se

Зрительный зал обладал отличной акустикой и линией обзора, а с потолка свисала гигантская хрустальная люстра. Отметим, что росписи были выполнены живописцем Викке Андреном. Для королевской семьи была роскошно отделана специальная ложа.

Нужно сказать, что Густав III был истинным ценителем искусства и он просто не представлял своей жизни без музыки и нетерпеливо ожидал открытия. Королевский оперный театр в Стокгольме распахнул свои двери 30 сентября 1782 г.

Первое представление в новом здании театра открылось оперным спектаклем «Кора и Алонсо» немецкого композитора Иоганна Готлиба Наумана. Свою мировую известность он получил благодаря своим операм, представленным в театрах Швеции и Дании. Просторное фойе театра было украшено медальонами и пилястрами в неоклассическом стиле.

Зрительные места в Королевской опере в Стокгольме
Фото: www.operan.se

Густав III обожал оперу, маскарады и карнавалы и 16 марта 1792 г. в театре проходил бал-маскарад. И именно в этом роскошном фойе получил смертельное ранение Густав III, от подкравшегося к нему в маске убийцы. Король умер спустя 13 дней.

Уже спустя столетия все еще вызывает недоумение, как же это произошло? Что в театре попытались убить короля! Ну да, 1792 год, но все же короля! А объяснение простое. В XVIII в. народ требовал зрелищ, и их ему давали. Билеты на маскарады стоили дешево и любой мог зайти в театр, если на его лице была маска.

Эта трагедия вдохновила великого итальянского композитора Джузеппе Фортунино Франческо Верди на создание оперы “Бал-маскарад”. Но после убийства короля оперный театр в Стокгольме закрыли до 1 ноября 1792 г. Сыну Густава III, королю Густаву IV Адольфу было неприятно, что место убийства его отца, народ использует для отдыха и развлечений.

Артисты на сцене в Королевской опере Стокгольма
Фото: www.operan.se

Сам он не любил классическую музыку и в 1806 г. закрыл театр. Вновь Королевский театр открылся в 1809 г. Здание не реконструировалось, сильно обветшало и в 1892 г. было разрушено. После этого, король Оскар II принимает решение построить новое здание театра и заказывает проект архитектору Аксел Юхану Андербергу.

Строительство было окончено в 1899 г. Народ называл новый театр “Оскарианская опера” или “Операн”. Нужно сказать, что здание, действительно, поражало своей роскошью. Сначала оно называлось Королевский театр, но чтобы различать его и созданный позже драматический театр, его стали называть «Опера».

Это слово и было написано золотыми буквами над средней аркой переднего фасада. В конце прошлого века в здании прошел капитальный ремонт, после чего здание приобрело много архитектурных украшений.

Вид со сцены в Королевской опере в Стокгольме
Фото: www.operan.se

Величественное здание в неоклассическом стиле с великолепным золотым фойе и элегантной мраморной парадной лестницей чуть меньше, чем старое здание театра. Фойе Королевской оперы назвали «Золотым» из-за обилия золота, которое обрамляет зеркала, покрывает стены, барельефы, статуи, потолок с фресками и декор мебели.

Обращаем ваше внимание, что фойе — одна из достопримечательностей театра. Лестница из белоснежного мрамора, а гигантские хрустальные люстры освещают все это великолепие. Зрительный зал рассчитан на 1 200 мест, часть из зрителей располагается на балконах. Размер сцены – 11.4 кв. м.

В театре есть специальные постановки и просто развлекательные программы для детей. Многие оперные спектакли идут на языке оригинала. А еще здесь проводят экскурсии и рассказывают об истории театра. В следующем нашем материале мы расскажем вам про Королевский драматический театр в Стокгольме, где вы узнаете его краткую историю создания, актуальное расписание, часы работы и адрес.